pustaya-scena-teatra-mkbay
Театральное Искусство

Онегин-Блюз — удачный эксперимент?

К литературной классике современный театр обращается постоянно. Новые прочтения и видения иногда получаются удачными, бывают и постановки, которые зрители не принимают.

Причины успеха спектакля

Спектакль «Онегин-Блюз», поставленный режиссером Михаилом Цитриняком и театральным агентством «Арт-Партнер», стал событием для театральной Москвы, билеты были распроданы задолго до премьеры. Чем же привлекла постановка ценителей искусства?

  • Поэму читает популярный артист Алексей Гуськов.
  • Саксофонист с мировым именем Игорь Бутман является одним из главных действующих лиц спектакля.
  • Зрительский интерес вызван необычным сочетанием великого романа, музыки, не свойственной русской культуре, и танца.

Спектакль, поставленный на сцене «Содружества актеров Таганки», длится 2 с половиной часа, но смотрится на одном дыхании. Потому что режиссеру и артистам удалось не просто еще раз рассказать светлую и печальную историю любви и поиска смысла жизни. Они создали атмосферу эмоций, предложив человеку найти свое видение вечных мотивов.

Легкость и в тоже время глубокий смысл, гармония — все это итог большого труда творческого коллектива, таланта артистов и основательной подготовки, репетиций.

vistuplenie-na-scene-teatra-mkbay

Смысл для всех поколений

«Онегин-Блюз», который назван ироничной драмой, можно смотреть и взрослым, и подрастающему поколению. Зрители разных возрастов увидят в спектакле главные для себя темы. История, рассказанная великим Пушкиным современна и сегодня, через 200 лет. Потому что чувства неподвластны времени.

  • Молодежь не слишком стремится читать. После спектакля у многих появится желание открыть томик Пушкина. Хотя бы потому, что «Евгений Онегин» — роман о любви. О том, как важно ее принять, и если отвергнуть чувства, то можно утратить главное в жизни, подчинить ее прагматичным целям и унынию.
  • Подействует пример. Ребята видели и слышали, как взрослая часть зала наизусть вместе с Алексеем Гуськовым читала бессмертные строки.
  • Многие сделали открытие, что саксофон – это не только модно, этот инструмент способен передавать чувства, быть созвучным настроению.
  • Стихи, музыка, танец – синтез нескольких направлений искусства создает единое творческое пространство, где нет места ноткам фальши.

muzhchina-igraet-na-saxophone-mkbay

Чувства подвластны музыке

Особая заслуга в эмоциональной составляющей постановки отведена музыке: Игорь Бутман, другие исполнители наполняют знакомый с детства текст поэмы чувствами, создают атмосферность происходящих событий. Казалось бы, что может быть общего у очень русского романа и печальной музыки американских негров? Но за этой внешней парадоксальностью стоит особый колорит драмы.

Музыка передает движения души, ее взлеты и падения. Печальные звуки саксофона напоминают плач, грусть о несбывшихся надеждах словно растворена во всем действии. Отсутствие ярких декораций, модернистских приемов в постановке, акцентирует внимание на основных мотивах спектакля – рассказу о чувствах, любви, ошибках.

Драма исполнена и поставлена профессионально, в ней нет места сбоям в ритме действия. Блестящее чтение Алексея Гуськова, тонкая музыкальная и хореографическая канта – все безупречно. Спектакль наполнен эмоциями, каждая, даже самая малая деталь, направлена на воплощение главного мотива – утраченной любви.

Аура сопричастности

Слушая поэзию Пушкина, такую простую и глубокую, зритель осознает связь с собственной жизнью и переживаниями. Гуськову, Бутману и другим удалось создать настроение сопричастности. Модернизм и традиции слились воедино, без ноток диссонанса. Новое прочтение поэты получилось интересным, во многом, благодаря музыке, ее стилю.

Спектакль не стал еще одной попыткой перекроить классику с целью «чтобы поразить зрителей». Постановка Михаила Цитриняка «Онегин-Блюз» помогла задуматься, всколыхнула чувства. Душа словно очистилась от обыденного – стала светлей и нежней.